Возврат некачественного товара – правовые основания, алгоритм действий
Закон о защите прав потребителей гарантирует покупателю восстановление его нарушенных прав при приобретении некачественного товара. Это может быть как замена его на товар соответствующего качества, так и возврат уплаченных денежных средств. Предусматриваются и другие виды компенсаций, в зависимости от особенностей самого товара и волеизъявления покупателя.
В законе также прописан подробный алгоритм действий по реализации данного права. Кроме того, если покупатель подает иск в суд о защите прав потребителей, он освобождается от уплаты госпошлины. Единственное условие – сумма иска не должна превышать 1 млн рублей. Когда она больше, то пошлина уплачивается по общим правилам – в процентом отношении к размеру исковых требований.
На первый взгляд, кажется, что добиться компенсации за проданную некачественную вещь покупателю проще простого. Но это далеко не так - покупатель не всегда может реализовать эти права на практике. При этом даже небольшая ошибка в действиях может привести к невозможности реализации своего законного права на получение компенсации в результате приобретения некачественной вещи.
Хотите, чтобы ваши права реализованы в полном объеме и с максимальной выгодой? Обращайтесь за помощью к специалистам. Юрист по защите прав потребителей окажет вам консультационную и практическую помощь в досудебном разрешении претензии, а при недостижении желаемого результата – поможет подать иск о защите прав потребителей и представит ваши интересы в суде.
Наши услуги юриста по защите прав потребителя включают:
- консультация по возврату товара, включая консультирование по вопросам наиболее эффективного алгоритма действий по конкретному случаю нарушения прав – т.е. наш юрист подскажет, какой вариант компенсации выбрать при покупке вами товара ненадлежащего качества в зависимости от его свойств, поскольку закон предлагает альтернативы. Покупатель может: потребовать замены на идентичный товар с аналогичными качествами или при отсутствии полного аналога – на товар со схожими характеристиками с перерасчетом в большую/меньшую сторону его стоимости, устранить недостатки товара за счет продавца или компенсировать его расходы по устранению недостатков, ну и, наконец, потребовать возврата уплаченных средств за некачественную продукцию. Важно: вы сразу должны выбрать конкретный вид запрашиваемой компенсации – предъявить все требования сразу продавцу нельзя;
- помощь в возврате товара в магазин, включая составление досудебной претензии на имя продавца, помощь в ведении переговоров по вопросам замены и/или компенсации ущерба;
- составление и направление жалобы в Роспотребнадзор;
- составление и подача иска в суд о защите прав потребителей, представительство во всех судебных инстанциях, рассматривающих спор.
Особенности возврата некачественной вещи
Следует иметь в виду, что обменять некачественный товар можно только при соблюдении определенных требований:
- товар не был в употреблении;
- у товара сохранены его потребительские качества, имеются заводские пломбы и ярлыки;
- при замене товара, вышедшего из строя в период гарантийного срока, он также не должен иметь повреждений и изменений внешнего вида, происшедших по вине покупателя;
- при замене/возврате сложной техники, вышедшей из строя в период действия гарантии, необходимо проведение экспертизы. Ее может делать как продавец, так и покупатель (если не согласен с результатами экспертизы, проведенной продавцом).
Как вернуть деньги за некачественный товар
Для возврата денежных средств за некачественный товар покупатель должен обратиться с претензией к продавцу. Большинство подобных споров решаются без конфликтов, поскольку магазины и бренды заботятся о своей репутации и стараются предотвратить распространение негатива в свой адрес.
Если же продавец против возвращения денег за некачественный товар при личном обращении в магазин покупателя, составляется письменную претензию на имя руководителя магазина (или ИП), где приобретался товар. По закону ответ вам должен прийти в течение 10 дней.
Ответ может быть как положительным (и тогда вам сразу вернут деньги), так и отрицательным (и тогда назначается экспертиза). Изначально обязанность по оплате услуг эксперта возлагается на продавца. Но если эксперт сделает вывод, что вина на поломке лежит на покупателе, то с него и взыщут расходы по проведению экспертизы.
Сроки для возврата некачественной вещи:
- общий срок при обращении покупателя в магазин - 7 дней, а если для выявления причин неисправности требуется дополнительная проверка, данный срок можно продлить до 20-ти дней;
- 10 дней – по письменной претензии покупателя;
- 14 дней – на замену технически сложных товаров;
- 30 дней – для замены товара, которого в данное время нет на складе.
Основаниями для возврата бракованного товара являются:
- производственные дефекты;
- повреждения, полученные при транспортировке;
- некомплект, неправильная спецификация/артикул.
Полученный ответ может удовлетворить продавца, а может и не удовлетворить, когда, например, продавец:
- отказывается заменить товар на качественный или компенсировать покупателю стоимость покупки вещи ненадлежащего качества – т.е. полностью отказывает в удовлетворении претензии;
- предлагает компенсацию, отличную от той, что высказал покупатель в претензии;
- затягивает сроки удовлетворения претензии сверх установленных законом, мотивируя это отсутствием в данный момент товара на складе или финансовыми сложностями (отсутствие денежных средств на счете, наложение ареста на счет и т.п.);
- предъявил покупателю результаты экспертизы, с выводами которой покупатель не согласен.
В любом случае, если ответ продавца вас не удовлетворит, вы вправе подать иск о защите прав потребителей в суд.
Как составить досудебную претензию о возврате товара
Претензия составляется в письменной форме на имя руководителя магазина или индивидуального предпринимателя – владельца торговой точки, в которой был куплен товар (в том числе если товар приобретался через интернет-магазин).
Претензия излагается в свободной форме, за исключением того, что в ее тексте должна содержаться обязательная информация:
- фамилия, имя, отчество, адрес и контактные данные покупателя;
- наименование товара и его технические характеристики в соответствии с товаросопроводительным документами (инструкция, техпаспорт и т.п.);
- обстоятельства и причины возврата;
- просьба о конкретной компенсации – возврат денежных средств, замена на качественный товар, устранение недостатков за счет продавца и т.д. Обязательно указываются способы возврата денежных средств (наличные, банковский счет, платежная карточка).
Претензия составляется в 2-х экземплярах – один направляется продавцу, на втором представитель магазина проставляет отметку, подтверждающую принятие претензии.
К претензии прикладываются документы, подтверждающие покупку у данного продавца (кассовый чек, ТТН и т.п.)
При отказе продавца в удовлетворении требований по возврату или замене товара покупатель вправе подать жлобу в Роспотребнадзор. В ней, помимо сведений, изложенных в претензии, дополнительно указываются:
- информация о продавце;
- обстоятельства нарушения прав покупателя;
- подтверждение отказа продавца в удовлетворении его требований;
- требования, выдвигаемые покупателем.
Жалоба рассматривается в течение месяца, результаты ее рассмотрения направляются Роспотребнадзором в письменном виде.
При получении неудовлетворяющего его ответа покупатель вправе обратиться в суд.
Подача жалобы не является обязательной досудебной процедурой – после отказа продавца в компенсации покупатель может сразу обратиться с иском в суд.
Исковое заявление подается в суд по месту приобретения товара или по месту жительства покупателя.
При сумме исковых требований до 50 тыс. рублей заявление рассматривает мировой судья. Если требования выше, дело передается на рассмотрение в районный суд.
Воспользуйтесь нашими знаниями и опытом, чтобы вернуть всю стоимость товара и сэкономить нервы на самых удобных для вас условиях:
- Вы получаете полную информацию о стоимости наших услуг до заключения договора. В договоре детально описаны все включенные услуги. Вы четко понимаете, за что платите деньги. Обозначенная в договоре цена не изменяется.
- Вы сразу, до начала работы, узнаете вероятность положительного исхода дела. Наш юрист бесплатно проводит юридическую экспертизу всех документов и оценивает перспективы дела.
- Заключить договор вы можете дистанционно из любой точки мира. Документы вам доставит бесплатно наша курьерская служба в удобное для вас время.
- Ваше участие в процессе не требуется: мы выполняем все работы по сбору, подготовке документов и представляем ваши интересы в суде.
- Вы оплачиваете наши услуги удобным для вас способом.
- Вы можете рассчитывать на нашу максимальную оперативность и сжатые сроки ведения дела.
- Для вашего удобства мы работаем в вечернее время, а также в выходные и праздники.
- Вы получаете бесплатно информацию о движении дела по смс, e-mail и телефону.
Ответьте на 3 вопроса(ов) и мы проведем для Вас бесплатную консультацию по вашей ситуации!
Хочу получить консультацию!