+7(487)279-48-72
Физическим лицам Юридическим лицам

Взыскание утраты товарной стоимости автомобиля.

Бытует мнение, что утрата товарной стоимости авто – это тот ущерб, который не покрывается страховкой ОСАГО, и что такой «привилегией» обладают исключительно автовладельцы с полисом КАСКО. Если его нет – взыскивать ущерб придется с виновника аварии. Не все на это соглашаются, поскольку суммы выплат не такие значительные, чтобы за них хотелось судиться. Мало кто знает, но обычный полис ОСАГО в полной мере позволяет взыскание утраты товарной стоимости автомобиля. Ключевую роль в этом играет сам факт повреждения в ДТП. Подробно разбираем – как взыскать утрату товарной стоимости транспортного средства и обязательно ли требовать компенсацию с виновника ДТП? Спойлер: нет, не обязательно, УТП вам обязана возместить страховая, но есть нюансы. О них и расскажем ниже.

Что такое утрата товарной стоимости

Убытки в результате ДТП обычно не ограничиваются стоимостью ремонта поврежденного авто. В гражданском праве существует такое понятие как «товарная стоимость автомобиля». Какой смысл вкладывается в это понятие и чем это может помочь автовладельцу, чья машина получила повреждения в дорожном инциденте?

Как правило, автомобиль, побывавший в ДТП, оценивается на авторынке дешевле, чем аналогичная модель, не имевшая подобного печального опыта. И разница в цене не покрывается даже самым хорошо и качественно сделанным ремонтом. Снижение рыночной стоимости происходит лишь исходя из самого факта, что машина «пережила» подобный инцидент. И вот эта разница и называется утратой товарной стоимости.

Утрата товарной стоимости (УТС) – это разница между рыночной стоимостью автомобиля, побывавшего в аварии, и идентичного авто, которое не имело дорожных инцидентов. И эта разница существует всегда, вне зависимости от качества проведенного ремонта.

Можно долго рассуждать – на чем основан такой подход к оценке. Но опытные автовладельцы знают, что побывавшее в аварии авто не является равнозначным по стоимости автомобилю, не имевшему в своей «биографии» подобных фактов.

Причин тому можно перечислить много. Это и скепсис по отношению к качеству ремонта даже у официальных дилеров. И боязнь скрытых дефектов, которые могут заявить о себе в самый непредсказуемый момент. И многие другие «фобии».

Можно спросить – а как, например, покупатель авто может догадаться о том, что автомобиль побывал в аварии, если ремонт сделан идеально?

На самом деле ни одно повреждение в аварии не проходит бесследно для любого авто. Существует множество профессиональных способов выяснить – был ли автомобиль в ДТП. Простейший из них – определение толщины лакокрасочного слоя специальным толщинометром. При покраске кузовных деталей невозможно сохранить одинаковую толщину на окрашенных повторно и не окрашенных деталях. А если автомобиль повторно окрашивался целиком, этот факт тоже будет зафиксирован при измерении толщины лакокрасочного покрытия. Толщинометр фиксирует малейшее отклонение. Высокоточные датчики способны определить толщину краски с точностью до 10-20 мкм, поэтому они с легкостью зафиксируют тот факт, что авто имеет еще один слой лакокрасочного покрытия, помимо заводского. Или, что, например, слой краски на левом крыле авто в 2 раза превышает толщину слоя на правом крыле. А значит – левое крыло перекрашивалось после ДТП.

Еще один способ определить факт попадания авто в ДТП – пробить по базам в Интернете. Существует довольно много проверенных сайтов, собирающих подобную информацию. В большинстве сервисов можно получить историю попадания в ДТП интересующего авто за символическую плату.

По закону возмещение ущерба при ДТП должно осуществляться в полном объеме – по страховке, а если что-то не покрывается страховым полисом – то с виновника аварии.

Законом об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (в просторечии называемом законом об ОСАГО) обязывает страховщиков покрывать автовладельцам утрату товарной стоимости их авто. Но эта обязанность обставлена рядом условий. Которые владельцы авто не всегда спешат выполнить, поэтому получают отказ.

Не секрет, что одной из основных стратегических задач любой страховой компании является минимизация сумм страховых выплат. Ведь от того, насколько эффективно страховая сможет занизить выплаты, напрямую зависит размер полученной прибыли. Поэтому на практике страховые компании всячески стремятся уклониться от выплаты данной компенсации. Одним из аргументов является попытка квалифицировать УТС как упущенную выгоду владельца авто. Ведь по закону об ОСАГО упущенная выгода не включается в состав страховых выплаты и не подлежит компенсации за счет страховых сумм.

При этом страховые компании намеренно «забывают» о Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 58 от 26 декабря 2017 года, в котором прямо прописано, что упущенная выгода и утрата товарной стоимости – это совершенно разные правовые понятия. Поэтому приравнивать УТС к упущенной выгоде страховщики не должны (но – будем честны, пытаются, пользуясь незнанием автовладельцами всех нюансов законодательства).

Рассмотрим условия, при которых возможно взыскание утраты товарной стоимости автомобиля по полису ОСАГО:

  1. Утрата товарной стоимости авто компенсируется тому автовладельцу, который не является виновником ДТП. Это прямо следует из принципов обязательного страхования автовладельцев – по полису ОСАГО страхуется гражданская ответственность того лица, по вине которого причинен вред, т.е. страховые выплаты идут в пользу того участника аварии, который пострадал в ней не по своей вине. Естественно, что у виновника ДТП должен быть оформлен действующий полис ОСАГО.
  2. Авария для автомобиля, утратившего товарную стоимость, должна быть первой. Это вполне логично – утрата товарной стоимости происходит по факту попадания в ДТП единожды. После этого количество аварий уже не имеет значения, поскольку снижение рыночной стоимости для данного авто уже произошло при первом ДТП.
  3. По общему правилу утрата товарной стоимости компенсируется для авто не старше пяти лет. А если автомобиль эксплуатировался в интенсивном режиме (например, в качестве такси), то это время сокращается в 3 раза – до 2,5 лет. Факт эксплуатации авто в интенсивном режиме устанавливает экспертиза. Важным фактором оценки является пробег. Если эксплуатационный износ будет рассчитан более 35%, то выплата УТП по такому авто не производится. Считается, что для автомобилей с таким износом факт наличия или отсутствия ДТП уже не имеет значения при расчете рыночной стоимости. А главным критерием оценки становится его фактическое состояние.
  4. УТП выплачивается в пределах установленного максимального размера выплаты по ОСАГО. В 2023 году он не изменился и составляет 400 000 рублей. Если размер ущерба при ДТП выше, единственный остающийся способ компенсации утраты товарной стоимости – взыскание с виновника.

Важный вопрос – как определяется размер возмещения УТП? Казалось бы – никаких сложностей с этим не должно возникнуть – можно взять рыночную стоимость авто той же модели, года и состояния, не бывшего в ДТП, и сравнить с рыночной стоимостью идентичного автомобиля, восстановленного после ДТП. Полученная разница и будет искомой суммой компенсации.

К сожалению, законодательство об ОСАГО не содержит каких-либо конкретных формул или правил расчета, поэтому приходится во всем полагаться на расчеты профессиональных оценщиков. А насколько они будут объективно отражать действительность, не всегда получается понять самостоятельно. В случае сомнений полезно будет обратиться за помощью к опытному автоюристу.

Справочно: по статистике выплат по ОСАГО на сегодняшний день средняя компенсация утраты товарной стоимости бюджетного авто, побывавшего в незначительном ДТП, колеблется в пределах 10-20 тыс. рублей. Но она может быть и выше, причем значительно – многое зависит от конкретных обстоятельств.

Как взыскать утрату товарной стоимости авто

Итак, вы впервые попали в ДТП, и ваш автомобиль полностью подпадает под критерии, дающие право требовать компенсацию утраты его товарной стоимости.

Что нужно для того, чтобы эту компенсацию получить:

Выплата компенсации УТП должна осуществляться страховой компанией в течение 20 дней с момента получения обращения. При задержке выплат заявитель может требовать выплатить ему неустойку в размере 1% невыплаченной суммы компенсации за каждый день просрочки.

Что делать, если страховая не осуществляет выплату в установленный законом срок? В этом случае можно обращаться в специально созданную инстанцию для разрешения споров между страховыми компаниями и физическими лицами – к финансовому омбудсмену.

Воспользуйтесь нашими знаниями и опытом, чтобы произвести взыскание утраты товарной стоимости автомобиля на самых удобных для вас условиях:

  1. Вы получаете полную информацию о стоимости наших услуг до заключения договора. В договоре детально описаны все включенные услуги. Вы четко понимаете, за что платите деньги. Обозначенная в договоре цена не изменяется.
  2. Вы сразу, до начала работы, узнаете вероятность положительного исхода дела. Наш юрист бесплатно проводит юридическую экспертизу всех документов и оценивает перспективы дела.
  3. Заключить договор вы можете дистанционно из любой точки мира. Документы вам доставит бесплатно наша курьерская служба в удобное для вас время.
  4. Ваше участие в процессе не требуется: мы выполняем все работы по сбору, подготовке документов и представляем ваши интересы в суде.
  5. Вы оплачиваете наши услуги удобным для вас способом.
  6. Вы можете рассчитывать на нашу максимальную оперативность и сжатые сроки ведения дела.
  7. Для вашего удобства мы работаем в вечернее время, а также в выходные и праздники.
  8. Вы получаете бесплатно информацию о движении дела по смс, e-mail и телефону.

Ответьте на 3 вопроса(ов) и мы проведем для Вас бесплатную консультацию по вашей ситуации!

Хочу получить консультацию!
Частые вопросы:
Вопросов пока никто не задал. Вы можете быть первым.
Задайте свой вопрос:
Нажимая кнопку - «Задайте вопрос», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных.
Подписаться на нашу e-mail рассылку.
* — поля обязательные для заполнения
Задайте вопрос