Иск к стоматологии
Стоматологические услуги – довольно специфическая сфера, как и в целом медицина. Но несмотря на определенную специфику, это такие же услуги как и любые другие. И на них в целом распространяются все нормы, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей. В том числе – право подать иск на стоматологическую клинику в случае некачественного оказания услуг по лечению зубов. Одна из главных сложностей при подаче подобных исков – доказать факт некачественного лечения. Для этого обычно требуется независимая экспертиза. С какими еще подводными камнями можно столкнуться при подаче иска к стоматологии и как их избежать, расскажем в нашем материале.
Когда можно подать иск к стоматологии?
Каждому человеку (большинству из нас – неоднократно) за свою жизнь приходится обращаться к стоматологам для лечения зубов. Не всегда лечение проходит гладко.
После пломбирования зуба под пломбой может начаться воспалительный процесс. Установленная пломба может выпасть. Вживленный имплант не всегда приживается в челюсти. А если приживается, то после его установки могут появиться дефекты речи. И даже по ошибке стоматолог может вырвать здоровый зуб вместо больного.
Как отличить осложнения после медицинского вмешательства (от которых никто не застрахован) от врачебной ошибки и некачественного оказания услуги? Что делать, если клиника отказывается признать свою вину? Работает ли здесь закон о защите прав потребителей?
Да, стоматологические услуги – это такие же услуги, как и любые другие. И потребитель имеет полное право на их качественное оказание. А если услуга оказана некачественно, то в соответствии с законодательством о защите прав потребителей он имеет право на компенсацию ущерба. Если клиника отказывается признавать свою вину и компенсировать ущерб, недовольный клиент вправе обратиться с судебным иском на стоматологическую клинику.
Какие ошибки в процессе лечения могут стать поводом для предъявления претензий:
- Ошибки в диагностике заболевания, что привело к неправильному лечению.
- Занесение инфекции в процессе медицинского вмешательства.
- Удаление здорового зуба вместо больного.
- Неправильное лечение, приведшее к усугублению проблемы и ухудшению состояния зубов.
- Отказ в срочном приеме, что привело к распространению воспалительного процесса и ухудшению состояния пациента.
- Неправильное назначение лекарственных препаратов.
Приведенный перечень не является исчерпывающим.
Как строить свои взаимоотношения с клиникой после возникновения проблемы
Первым делом – попробовать решить дело полюбовно. Если после проведенного лечения у вас появились претензии к его качеству, обратитесь сначала в саму клинику с письменной жалобой.
В жалобе необходимо:
- подробно изложить суть выдвигаемых претензий;
- четко озвучить свои требования;
- обосновать выдвигаемые требования нормами законодательства.
Результатом проведенных манипуляций может быть как отсутствие результата, на который рассчитывал пациент и который был обещан по итогу лечения, так и ухудшение состояния зубов. Соответственно, урегулировать претензию можно следующими способами:
- предоставить за счет медицинского заведения качественные стоматологические услуги взамен некачественных;
- соразмерно уменьшить стоимость оказанных услуг в зависимости от результата лечения;
- возместить услуги сторонней клиники, куда пациент обратился за исправлением дефектов, возникших в результате неправильного лечения;
- компенсировать материальный и моральный ущерб, причиненный некачественным лечением, т.е. вернуть деньги за лечение и договориться о сумме компенсации в зависимости от последствий неверно выполненных стоматологических манипуляций.
Законом о защите прав потребителей установлен срок в 10 дней для ответа на жалобу. Если в установленный срок стоматологическая клиника не отреагирует на жалобу или посчитает ее необоснованной, пациент вправе обратиться с иском в суд.
Учитывая, что большинство современных клиник имеют хорошо подготовленную юридическую службу, рекомендуем воспользоваться помощью квалифицированного юриста, имеющего опыт в разрешении подобных конфликтов.
Как подать в суд на стоматологическую клинику
Оказывая стоматологические услуги, клиника обязана соблюдать как общие правила оказания медицинских услуг, так и условия договора с пациентом.
Первое, что вам понадобится при подаче иска на стоматологическую клинику – доказать факт ненадлежащего оказания стоматологических услуг.
Доказывать факт некачественно выполненного лечения достаточно тяжело в силу специфики оказания стоматологических услуг. Профессиональная солидарность в медицинских кругах традиционно сильна. А оценить полученный результат не специалисту чрезвычайно сложно, практически невозможно.
Кроме того, осложнения лечения во многих случаях списываются на индивидуальную реакцию организма пациента. Поэтому отговорка «вы ничего не докажете» у недобросовестных медучреждений встречается довольно часто.
Разобраться, что стало причиной неудовлетворительного результата лечения – индивидуальная реакция пациента или врачебная ошибка, поможет независимая экспертиза. Она же сможет ответить на вопрос – какой ущерб нанесен здоровью пациента.
Важный совет: собирайте в процессе лечения все медицинские документы, которые могут стать доказательной базой некачественного или неправильного лечения.
Это могут быть:
- рентгеновские снимки;
- результаты анализов и МРТ;
- заключения врачей;
- рецепты на выписанные препараты;
- протоколы операций и пр.
После того, как вы предъявите претензии клинике, собрать такие документы будет сложнее. А в некоторых случаях они вообще могут «потеряться».
Факторами успеха при подаче иска к стоматологии являются:
- грамотно составленное исковое заявление;
- тщательно собранная доказательная база, включая медицинские документы;
- результаты экспертизы.
От того, насколько качественно вы подготовитесь по двум первым пунктам, во многом будет зависеть и положительный результат экспертизы. А вместе с ним – и успешность рассмотрения дела.
И еще раз, учитывая сложность данной категории споров, рекомендуем вам рассмотреть возможность привлечения к делу опытного юриста, специализирующегося на спорах в сфере здравоохранения. Он поможет не только обосновать ваши претензии в суде, но и адекватно нейтрализовать доводы, подготовленные юридической службой стоматологической клиники.